Маркетинговый анализ
Петербургский нефтяной порт (ранее Петербургский нефтяной терминал) является самым крупным коммерческим проектом на северо-западе РФ.
С 1996 года ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» реализует программу развития, рассчитанную до 2007 года, общей стоимостью 160 млн. USD (из которых уже инвестировано 70 млн. USD). Для минимизации коммерческих и финансовых рисков программа модернизации предусматривает поэтапное строительство и осуществление производственной деятельности одновременно со строительными работами, используя старые и вновь введённые производственные мощности, что даёт возможность реинвестировать полученный доход в последующее строительство.
После завершения третьего этапа строительства (2002 г.) пропускная способность ПНП была увеличена до 7,5 млн.т/год, что способствовало переориентации грузопотоков с терминалов Эстонии. Объём грузооборота (перевалки) ПНП в 2002 г. составил 6,7 млн.т (в том числе светлых нефтепродуктов 2,8 млн.т). Доля ПНП в общем объёме перевалки нефтепродуктов прибалтийских стран достигла 15 % (что позволило сместить направленность транзитных грузопотоков в пользу России).
Проект развития ПНП входит в Федеральную целевую программу модернизации транспортного комплекса России и осуществляется при поддержке Минтранса РФ. В этой программе ПНП отвечает за строительство берегового перегрузочного комплекса (резервуары, железнодорожные сливные эстакады, насосные станции, очистные сооружения, береговая инфраструктура). Администрация Морского порта С.-Петербурга оказывает содействие в работах по углублению дна, строительству гидротехнических сооружений-причалов.
В настоящее время ПНП обеспечивает высокотехнологичный процесс по приёмке нефтепродуктов, поступающих по железной дороге, реке и нефтепродуктопроводу. Ёмкость резервуарного парка ПНП составляет 214 тыс.м.
Более 46 % годового объёма нефтепродуктов поступает на терминал по железной дороге от нефтеперерабатывающих заводов европейской части РФ, 35 % - по нефтепродуктопроводу из Киришей, 19% - речными судами.
Реализация программы строительства нефтепродуктового терминала позволит перегружать к 2010 г. до 15,0 млн.т/год нефтепродуктов. Начаты работы по строительству четвёртой очереди ПНП, завершение которых (2006 г.) доведёт мощность порта до 10,5 млн.т/год. ПНП будет осуществлять услуги по перевалке дизельного топлива, бензинов, авиакеросинов, мазутов, вакуумного газойля, сырой нефти. Освоить перевалку сырой нефти ПНП намерен в 2006 году, когда к причалу смогут подойти танкеры дедвейтом до 35 тыс.т. Объёмы перевалки сырой нефти будут около 2,0 млн.т/год.
ПНП развивает взаимовыгодное сотрудничество со многими нефтяными компаниями, в том числе со своим стратегическим партнёром - «Сургутнефтегазом». Объёмы перевалки нефтепродуктов с «Киришинефтеоргсинтеза» (КИНЕФ) в 2002 году составили почти 4,0 млн.т. Кроме того, перевалку нефтепродуктов осуществляют «ЛУКОЙЛ», «Сибнефть», «Татнефть», «ТНК».
По прогнозам руководства ЗАО «Петербургский нефтяной порт» рост экспорта нефтепродуктов из России ещё некоторое время будет продолжаться. Затем, вероятнее всего, произойдёт его сокращение. Нефтяные компании заинтересованы, прежде всего, в экспорте сырой нефти, что эффективнее экспорта нефтепродуктов. Как только появятся дополнительные мощности по экспорту нефти (в том числе расширение БТС, реализация мурманского и дальневосточного нефтепроводов) объём экспорта нефтепродуктов сократится. В связи с этим, новые нефтепродуктовые терминалы на Балтике можно строить, но вряд ли они все будут полностью загружены.
Строительство транспортно-технологического портового комплекса (ТТПК) в бухте Батарейной остаётся одним из самых глобальных проектов «Сургутнефтегаза». С администрацией Ломоносовского района подписан договор аренды земли под портовый комплекс сроком на 50 лет. Общая стоимость проекта (строительство терминала и комплекса гидрокрекинга на ООО «Киришинефтеоргсинтез») составляет ориентировочно 800 млн.ШВ. Срок строительства ТТПК - около 40 месяцев.
По словам губернатора Ленинградской области В. Сердюкова для Киришского завода перевалка нефтепродуктов через терминал в бухте «Батарейная» является более перспективной, чем через порт «Приморск». «Сургутнефтегаз» планирует завершить строительство к 2006 году. Одновременно будет завершено строительство комплекса гидрокрекинга на «Киришинефтеоргсинтезе».
Проект предусматривает строительство самого терминала и нефтепродуктопровода к нему (протяжённостью 240-270 км). «Сургутнефтегаз» предполагал ориентировать терминал на перевалку мазута на экспорт, однако, впоследствии было решено сделать упор на дизельное топливо и бензин. Первая очередь проекта рассчитана на перевалку нефтепродуктов в объёме 7,5 млн.т/год.